Педагогам

Учебно-методическое пособие

«Практическая психология безопасности: управление персональными данными в Интернете»

Методические рекомендации для педагогов. Информация о
мероприятиях, проектах и программах, которые направлены на повышение информационной грамотности педагогов

Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику
интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому,
духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернетзависимость, склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём
мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый
веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность
знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.

Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

  • школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до
    двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
  • ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в
    день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при
    наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в
    неделю;
  • лучше работать за компьютером в первой половине дня;
  • комната должна быть хорошо освещена;
  • при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать
    росту;
  • расстояние от глаз до монитора – 60 см;
  • периодически делать зарядку для глаз.
    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
    общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего
    образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа
    жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
    В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа-безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
    В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции,
    безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет,
    рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internetproject/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/Book_Theorye.pdf теория, http://detionli
    ne.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика).
    Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн
    контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru ). На этом
    сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.
    Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся.
    Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и
    доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.
    Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с
    учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ.
  • Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися
    https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf
  • Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт
    http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/kids-social.aspx,
    http://www.microsoft.com/ru- ru/security/default.aspx.
  • В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных
    особенностей учащихся.
    http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_2014_g/print.
    При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес»
    (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
    Интернет-ресурсы для педагогических работников:
  • http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
  • http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
  • http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
  • http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
  • http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
  • http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
  • https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
    Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.
  • http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
  • http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
  • http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
  • http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
  • http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам
    Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети.
    Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи
    РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей.
    Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
    http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/partneram-o-proekte мероприятия проекта «Сетевичок».
    Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:
     Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
     Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
     Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
     Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»
    Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»: /rekomendacii.pdf
    Методические рекомендации по проведению Единого урока по безопасности в сети «Интернет»: /metodrec2017.pdf
    Сетевая конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»: https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/
    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
  • Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
  • Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
  • Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
  • Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
  • Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Настаивайте на
    посещении проверенных сайтов. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в
    различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее
    виртуальной.
  • Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями
    результаты своих наблюдений.
  • В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их
    родителями психолога, социального педагога.
  • Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
  • Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
  • Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь
    к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Top